Новости и новые публикации

Принцип зеркального отражения для многих не новость. Но сегодня давайте рассмотрим его как отражение в партнере той вашей части, которая имеет отношение к противоположному полу. Ведь каждый из нас содержит в себе как женское, так и мужское – анима и анимус. И в каждом из нас они проявляются в различном соотношении независимо от биологического пола.

Так вот, если вы женщина, которая не удовлетворена своими отношениями с мужчиной, то автоматически это означает, что вы не удовлетворены той частью своей души, которая представляет собой ваши «мужские» качества. И рядом с вами будут постоянно оказываться именно такие мужчины, которые как в зеркале покажут ваше отношение к мужской части себя.

Правовая и гуманистическая этические системы на Западе

Сегодняшняя тема – буддийский взгляд на сексуальную этику. В общем, в буддизме мы всегда стараемся следовать срединному пути, пытаемся избежать двух крайностей. Это касается и сексуальности. Одна крайность – это быть слишком строгим и требовательным. С этой – крайней – точки зрения сексуальность рассматривается как нечто грязное и, по сути, плохое. Но также мы стараемся избежать и другой крайности, то есть такого подхода к сексу, когда утверждается, что все является допустимым: «Просто вырази себя».

С точки зрения этического подхода к сексуальности буддийский срединный путь учит нас избегать этих двух крайностей. Впрочем, следуя ему, нам нужно понимать буддийский взгляд на этику. Поскольку существует множество разнообразных этических систем, нам нужно быть осторожными, чтобы не проецировать наши личные этические представления на буддизм. Например, библейская этика учит набору правил, данных высшей силой, Богом. Нравственное поведение в этом случае является вопросом подчинения этим правилам. Если мы подчиняемся законам Бога, то мы – «хорошие люди» и будем вознаграждены. Если мы не подчиняемся им – мы «плохие» и будем наказаны.

Меня попросили рассказать сегодня о буддийской сексуальной этике. Тема сексуальности, очевидно, представляет большой интерес для многих людей. В частности, когда люди живут в общине за городом, как вы здесь, может возникать множество затруднений в области сексуальности и сексуальных отношений. Из-за неразумного сексуального поведения с нашей стороны или со стороны нашего партнера могут возникнуть большие страдания. Может быть полезным рассмотреть, какие рекомендации в этой сфере может предложить буддизм.

Я хотел бы сделать сегодняшнее обсуждение менее формальным. Я буду говорить какое-то время, и, если у вас будут появляться вопросы по ходу, пожалуйста, задавайте. Позже, днем, я думаю, было бы хорошо провести обсуждение с вопросами и обменом идеями.

Вступление

Принятие коренных тантрических обетов, как общих, так и специфических для Калачакры, подразумевает воздержание от восьми грубых действий (sbom-po), которые ослабляют нашу практику медитации и затрудняют прогресс на пути ануттарайога-тантры. Ущерб, который мы наносим этими действиями, пропорционален количеству и силе связывающих факторов (kun-dkris), которые их сопровождают. Как и в случае с сорока шестью ошибочными действиями, которых мы обещаем избегать в соответствии с вторичными обетами бодхисаттвы, совершение этих восьми действий не лишает нас тантрических обетов даже при наличии всех четырех связывающих факторов.

Вступление

Как и в случае с обетами бодхисаттвы, существуют коренные и вторичные тантрические обеты, которые мы обещаем хранить до достижения просветления и которые сохранятся в нашем потоке ума в будущих жизнях. В традициях гелуг, кагью и сакья эти обеты даются вместе с любым уполномочивающим посвящением (dbang), вспомогательным посвящением (rjes-snang) или благословением на накопление повторений мантры (sngags-btus) на любую практику, относящуюся к одному из двух высших классов тантры – йоги или ануттарайоги – в соответствии с принятой в этих традициях четырехуровневой системой классификации. В традиции ньингма они даются на любом из трех упомянутых ритуалов для практики любого из четырех высших классов тантры – йоги, махайоги, ануйоги или атийоги (дзогчен) – в соответствии с ньингмапинской шестиуровневой системой.

Большая часть особенностей обетов бодхисаттвы относится и к тантрическим обетам.

Что означает тантра?

Смысл слова тантра (rgyud) можно обозначить как «вечный непрерывный поток». Существуют три уровня такого потока.

1. Вечный поток основы, который является потоком индивидуального сознания каждого живого существа и несет в себе все факторы, или аспекты природы будды (khams de-bzhin snying-po), позволяющие достичь просветления.

2. Вечный поток пути, который является непрерывностью практик махаяны, заключающихся в использовании медитативных образов будд (yi-dam; йидам; тантрическое божество). Эти практики могут длиться вечно, поскольку йидамы никогда не устают, не стареют и не умирают.

3. Вечный поток плода, который является бесконечной непрерывностью просветляющих тел будды.

Практика вечного потока пути очищает от преходящих загрязнений вечный поток основы, так что он преобразуется в вечный поток плода Тексты, в которых обсуждаются эти вопросы, также называют тантрами.

1. Введение в тантру

Необходимость в реалистическом подходе

Стать буддой — тем, кто является совершенно пробудившимся, означает преодоление всех недостатков и осуществление всех потенциалов ради помощи другим. При том, что в мире так много страданий, нам насущно требуется отыскать наиболее эффективные методы осуществления этой цели. Посвящение Калачакры — возможность встретиться с такими методами. Тибетское слово для «посвящения» — ванг, что значит сила, и посвящение, таким образом, является, если сказать более точно, «наделением силой». Оно передает силу и способность заниматься определенными медитативными практиками для того, чтобы достичь просветления и стать буддой с целью принести благо другим настолько полно, насколько это только возможно.

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: "А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас" (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство ("худые сообщества развращают добрые нравы", - 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, - тем лучше этот очерк не читать.

...Одно из самых лживых политических начал есть... утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория, которая до сих пор вводит в заблуждение массу, так называемой, интеллигенции и проникла, к несчастью, в русские безумные головы. Она продолжает еще держаться в умах с упорством узкого фанатизма, хотя ложь ее с каждым днем изобличается все явственнее перед целым миром.

Константин Победоносцев

Значение любовных утех сильно переоценено: ожидания нелепые, удовольствие минутное, цена чудовищная.

Лорд Честерфилд

«Дионис и Гадес — одно и то же», — сказал глубочайший мыслитель Древнего мира. Дионис, молодой и цветущий бог материальной жизни в полном напряжении ее кипящих сил, бог возбужденной и плодотворной природы, — то же самое, что Гадес, бледный владыка сумрачного и безмолвного царства отшедших теней. Бог жизни и бог смерти — один и тот же бог. Это есть истина, бесспорная для мира природных организмов. Закипающая в индивидуальном существе полнота жизненных сил не есть его собственная жизнь, это жизнь чужая, жизнь равнодушного и беспощадного к нему рода, которая для него есть смерть. В низших отделах животного царства это вполне ясно; здесь особи существуют только для того, чтобы произвести потомство и затем умереть; у многих видов они не переживают акта размножения, умирают тут же на месте, у других переживают лишь на очень короткое время. Но если эта связь между рождением и смертью, между сохранением рода и гибелью особи есть закон природы, то, с другой стороны, сама природа в своем поступательном развитии все более и более ограничивает и ослабляет этот свой закон; необходимость для особи служить средством для поддержания рода и умирать по исполнении этой службы остается, но действие этой необходимости обнаруживается все менее и менее прямо и исключительно по мере совершенствования органических форм, по мере возрастающей самостоятельности и сознательности индивидуальных существ. Таким образом, закон тождества Диониса и Гадеса — родовой жизни и индивидуальной смерти, — или, что то же самое, закон противоположности и противоборства между родом и особью, всего сильнее действует на низших ступенях органического мира, а с развитием высших форм все более и более ослабляется; а если так, то с появлением безусловно высшей органической формы, облекающей индивидуальное существо, самосознательное и самодеятельное, отделяющее себя от природы, относящееся к ней как к объекту, следовательно, способное к внутренней свободе от родовых требований, — с появлением этого существа не должен ли наступить конец этой тирании рода над особью?

Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно, всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой любви [6] по преимуществу; она отличается от других родов любви и большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божием сказано: будут два в плоть едину, т. е. станут одним реальным существом.

И у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни. Но так как у животных родовая жизнь решительно перевешивает индивидуальную, то и высшее напряжение этой последней идет лишь на пользу родовому процессу. Не то чтобы половое влечение было лишь средством для простого воспроизведения или размножения организмов, но оно служит для произведения организмов более совершенных с помощью полового соперничества и подбора. Такое же значение старались приписать половой любви и в мире человеческом, но, как мы видели, совершенно напрасно. Ибо в человечестве индивидуальность имеет самостоятельное значение и не может быть в своем сильнейшем выражении лишь орудием внешних ей целей исторического процесса. Или, лучше сказать, истинная цель исторического процесса не такого рода, чтобы человеческая личность могла служить для нее лишь страдательным и преходящим орудием.

Обыкновенно смысл половой любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным — не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а, прежде всего, на основании естественно-исторических фактов. Что размножение живых существ может обходиться без половой любви, это ясно уже из того, что оно обходится без самого разделения на полы. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом — делением, почкованием, спорами, прививкой. Правда, высшие формы обоих органических царств размножаются, половым способом. Но, во-первых, размножающиеся таким образом организмы, как растительные, так отчасти и животные, могут также размножаться и бесполым образом (прививка у растений, партеногенезис у высших насекомых), а, во-вторых, оставляя это в стороне и принимая, как общее правило, что высшие организмы размножаются при посредстве полового соединения, мы должны заключить, что этот половой фактор связан не с размножением вообще (которое может происходить и помимо этого), а с размножением высших организмов. Следовательно, смысл половой дифференциации (и половой любви) следует искать никак не в идее родовой жизни и ее размножения, а лишь в идее высшего организма.

Соединяющий тела
Их разлучает вновь.
Но будет жизнь моя светла
Пока жива любовь.
Н. С. Гумилев

Вопрос, который мне хотелось бы задать, несомненно, относится к области сокровенного. Но так уж повелось ныне в нашей жизни, что о многом перестали стесняться говорить открыто... Мне известно, что людей, даже не чуждых Церкви, смущают некоторые советы по поводу совместной жизни супругов, которые можно найти в духовной литературе и которые сейчас выглядят явным анахронизмом: я имею в виду требование, чтобы физическое соединение супругов происходило с единственной целью зачатия ребенка. Можно встретить даже некие подробные руководства относительно того, как именно это должно происходить.

Секулярный мир обвиняет христианство в ханжеской морали и в негативном отношении к естественным половым проявлениям. Автор "Энциклопедии половой жизни" (Нью-Йорк, 1976) Харгинс даже называет христианство "религией импотентов" и ставит человечеству в пример "естественность" и многообразие форм половой жизни современных отсталых племен Африки и Индонезии. С другой стороны, В. Розанов, любивший Православие, упрекал тем не менее Церковь в богословской непоследовательности, ибо она освящает брак (в т.ч. и телесную его сторону) и в то же время презирает супружеские отношения, всячески их ограничивая и сводя их смысл к зачатию детей. А та версия толкования грехопадения, разделявшаяся некоторыми учителями церкви, которая сводила его суть к половому акту между Адамом и Евой, запрещенному Богом, и т.о., считавшая любой половой акт грехом, - версия, неоднократно высмеянная критиками Библии, жива в церковном сознании и по сей день. Н. Бердяев упрекал историческое христианство в том, что оно весьма односторонне восприняло слова Господа "могущий вместить до вместит", именно только в "сознании греховности рода, унизительности природно-родовых инстинктов". "Подумали, что Христос говорил... об отрицании пола и любви, о воздержании, проповедовал скопчество... [Но] Христос говорил о новой любви... о Божественном Эросе, который не все могут "вместить"... не родовая любовь, а личная и соборная, не природная, а сверхприродная, не дробящая индивидуальность (в размножении), а утверждающая ее в вечности... Христов Эрос есть мистическая влюбленность, мистическое радование.

В наши дни, как это ни может показаться удивительным, христианство остается «неизвестной религией». Причем не только для «внешних», а и для людей, которые считают себя принадлежащими к Церкви. Христианство воспринимается ими как система запретов. Один из таких стереотипов массового сознания утверждает, что Церковь отрицательно относится к интимным отношениям мужчины и женщины. Многие даже совершенно неосновательно полагают, что первый грех людей состоял в половом союзе Адама и Евы. Но на самом деле взгляд Церкви на половые отношения иной.

Пять лет назад, в газете "Торонто Стар" от 3 июля 1990 г. я прочитал статью под названием "Ислам - не единственная религия с патриархальной доктриной", написанную Гвин Дайер. В статье описывались бурные дебаты, возникшие на одной конференции, посвященной теме "Женщина и власть", которая проходила в Монреале. Бурю негодования вызвало выступление известной египетской феминистки, доктора Наваль Саадави, которая в своем некорректном, с политической точки зрения, выступлении заявила: "Наиболее жесткие формы ограничения женщин в их правах можно найти, прежде всего, в ветхозаветной иудейской традиции, затем в христианстве и лишь в последнюю очередь в Коране"; "патриархальными являются все религии, поскольку все они возникли на основе патриархальных обществ", "использование женского покрывала не является специфически исламской практикой, но древним культурным наследием, аналогичным во всех родственных религиозных традициях" Участницы конференции не могли спокойно воспринимать сравнения их религиозных систем с Исламом. Доктору Саадави пришлось выдержать мощный напор критики. "Комментарии доктора Саадави неприемлемы. Они обнаруживают недостаток понимания систем вероисповеданий других народов", - заявила Бернис Дюбуа из "Всемирного движения матерей". "Я протестую, - отреагировала ведущая израильского женского радиовещания Алис Шалви. - Иудейская традиция не знает женского покрывала". Эта работа обязана своим происхождением именно подобного рода жарким протестам и жесткой западной тенденции обвинять Ислам в сохранении традиций, являющихся также и частью собственного культурного наследия Запада. "Иудейские и христианские феминистки не собирались сидеть и слушать, что о них говорят так же, как о несчастных мусульманках", - писала Гвин Дайер.

Одним из ложных представлений об исламе, который закрепился в современном обществе, является стереотип «униженного» положения женщины-мусульманки. В этой статье приводятся факты, рассеивающие это заблуждение, и рассказывающие о том, какое место женщина занимает в других религиях.

Женщина - она и мать, и сестра, и дочь, и жена, и бабушка. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин контролируется Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. Вопреки бытующему мнению, ислам отводит женщине особое место и высокое положение в семье и в обществе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Почитает женщину только благородный, а унижает ее - только подлец!».

Обладают ли женщины в Исламе правами? Оправданы ли обвинения в адрес Ислама о дискриминации женщин? Постараемся найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с женщинами.

Если в наши дни провести опрос, в какой из религий у женщины меньше всего прав, несомненно, большинство людей ответили бы – в Исламе. Это по той простой причине, что почти целый век враги ислама рисуют образ женщины в чадре и кричат о ее дискриминации. А мы, некогда могущественные и прогрессивные мусульмане, сегодня идем у них на поводу – на поводу своих недоброжелателей. Мы руководствуемся навязанными нам идеями, а посему утратили и былую славу и величие, которым нас одарил Аллах. Мы перестали руководствоваться религией в своей повседневной жизни. Наша жизнь и наши семьи, увы, устроены по западному образцу. От этого во все горло кричат феминистки, что ислам лишает женщину прав, что женщины в Исламе узницы в своих домах, они не обладают правами, что они угнетены. Больше всего их задевают головные уборы мусульманок и одежды, покрывающие тело мусульманки. То в одной, то в другой европейской стране часто стали зачинать скандалы вокруг хиджаба.

Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна.

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжением рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранения человеческого рода. Немаловажноe значение имеет, в каком виде будет сохранен это род.

Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и выживет ли оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Страница 1 из 3